Программа ЗДОРОВЬЕ
Комплексная программа «ЗДОРОВЬЕ»
ГАОУ МО СПО «Североморский
технологический колледж»
на 2013-2014 год
Пояснительная
записка
Проблема
сохранения и укрепления здоровья студентов и создание условий, направленных на укрепление
целостного здоровья, очень актуальны сегодня. Стремительные изменения в
социально-экономической сфере, повышение темпов жизни и ее стоимости,
экстремальные социо-экологические условия накладывают определенный отпечаток на
состояние здоровья людей. Поэтому из приоритетных задач нового этапа
реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья,
как подрастающего поколения, так и педагогического состава, поскольку охрана
здоровья педагогов является важным фактором укрепления здоровья молодых людей.
Наряду со знаниями, умениями, навыками и личностным ростом человека здоровье
является одним из показателей качества образования. Опыт некоторых школ и учреждений среднего
профессионального образования показывает, что создание благоприятной
образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно
способствует укреплению здоровья студентов.
Все это подтверждает, что в
образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по созданию
образовательной среды способствующей сохранению и укреплению здоровья студентов.
Образовательная среда -
понятие комплексное. В него входит все, что окружает юношей и девушек в колледже:
здание, оборудование, рабочая мебель, освещенность, режимы обучения,
прохождения производственной практики, учебные программы и способы их
реализации, объем дневной и недельной учебной нагрузки, взаимоотношения с
преподавателями и сверстниками.
В уставе Всемирной организации здоровья (ВОЗ)
здоровье определяется как полное телесное, душевное и социальное благополучие,
а не только как отсутствие болезней или недомоганий. Это определение
показывает, что здоровье человека является целостным многомерным понятием, в
структуру которого входят соматические, психические, социальные и нравственные
компоненты:
1. Физическое здоровье – состояние всех
органов и систем организма, высокий уровень его резервных возможностей,
отсутствие (или наличие) физических дефектов, хронических или генетических
болезней.
2. Психоэмоциональное здоровье –
состояние психики человека, отсутствие (или наличие) нервно-психических
отклонений, а также умение человека выражать и контролировать свои эмоции.
3. Социальное здоровье – отношение
человека как субъекта с социумом.
4. Интеллектуальное здоровье –
способность усваивать и эффективно использовать нужную информацию.
5. Личностное здоровье – осознание себя
как личности, способов самореализации.
6. Духовное здоровье – формирование
основных жизненных целей, мотивов и систем ценностей, обеспечивая тем самым
целостность личности, её развитие.
Здоровьесберегающий
образовательный процесс – это соответствие факторов, сопровождающих
образовательную деятельность (педагогических, психологических, социальных и
др.) целям формирования, укрепления и сохранения здоровья. Формирование
здоровьесберегающей среды в колледже требует создания целостного здоровьесберегающего
пространства, реализуемого в условиях взаимосвязи и взаимодействии всех блоков:
управленческого, педагогического, психологического.
Одним из главных направлений по
формированию здоровьесберегающего
пространства является не только формирование здорового образа жизни студентов,
но и профилактика асоциальных явлений в молодёжной среде. В числе мероприятий,
направленных на профилактику асоциальных явлений, большую роль играет
организация психолого-педагогической помощи по различным аспектам
социально-психологических явлений.
Цель программы
– поиск оптимальных средств
сохранения и укрепления здоровья, создание организационных, методических
предпосылок для комплексного решения проблемы укрепления и сохранения здоровья студентов,
формирования у них отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных
путей в достижении успеха.
Задачи программы:
1. Формировать у студентов систему
представлений о здоровье и здоровом образе жизни, понимания их значимости.
2. Популяризация преимуществ здорового
образа жизни, расширение кругозора студентов в области физической культуры и
спорта.
3. Обеспечить студентов и педагогический
состав адекватными стратегиями и технологиями в направлении реализации
сохранения и укрепления целостного здоровья.
4. Организовать систему профилактических
работ по предупреждению травматизма на дорогах, на производстве, предотвращению
роста заболеваемости студентов колледжа.
5. Отработать систему выявления уровня
здоровья студентов колледжа и целенаправленного отслеживания его в течение
всего времени обучения.
6. Создать условия для обеспечения
охраны здоровья студентов, их полноценного физического развития и формирования
здорового образа жизни.
7. Просвещение родителей в вопросах
сохранения здоровья детей.
Воспитание направленности
на здоровый образ жизни, его подготовленность к сохранению и укреплению
здоровья может быть сформирована на основе образовательных компетенций.
1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с
ценностными ориентирами молодых людей, его способностью видеть и понимать
окружающий мир, ориентироваться в нём, уметь выбирать целевые и смысловые
установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на
сохранение и укрепление своего здоровья;
2. Общекультурная концепция. Круг вопросов, по отношению к которым студенты должны быть
хорошо осведомлены, обладать познаниями и опытом деятельности (особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни
человека, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений
и традиций);
3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций студентов в сфере
самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической,
методологической, общеучебной деятельности, соотнесённые с реальными
познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации, целеполагания,
планирования, анализа, самооценки своего здоровья;
4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий
формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию о сохранении здоровья;
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими
людьми, навыков работы в группе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья;
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного
здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений.
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и
интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и
самоподдержки своего личного здоровья.
Участники программы
·
студенты
·
классные
руководители
·
мастера
производственного обучения
·
преподаватели
·
педагог-психолог
·
социальный
педагог
·
фельдшер
колледжа
·
подростковый
педиатр, закрепленный за учреждением
·
врачи-специалисты
·
родители
Прогнозируемый результат:
·
формирование
устойчивого интереса и потребностей к здоровому и активному образу жизни;
·
приобретение
студентами устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как
важного условия самоактуализации личности;
·
снижение
групп социального риска с девиантными формами поведения;
·
укрепление
морально-психологического здоровья студентов, развитие их коммуникативной
способностей, творческой инициативы и самостоятельности, нравственное
совершенствование;
·
повышение
компетентности инженерно-педагогических работников в сохранении и укреплении
личного здоровья и здоровья студентов.
скачать полный текст документа
|